Технология

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся

Скачать работу
  • ID: 139728
  • Рейтинг:
  • Дата создания: 26.09.2014
  • Количество просмотров: 202
Метод проектов, или метод учебных проектов, или метод творческих проектов — это различные названия ведущего метода обучения в образовательной области «Технология», встречающиеся в литературе. Думается, что наиболее удачное название этого метода обучения (а лучше сказать, метода образования, так как оказывается не только обучающее, но и воспитывающее, и развивающее воздействие) все-таки метод проектов. Этому предпочтению можно дать следующее объяснение. Проект (в самой общей формулировке) — реалистический замысел желаемого результата. Проект представляет собой совокупность документации по оптимальному достижению предполагаемого результата и выполняется на бумажных или электронных носителях (иногда дополняемых моделью или макетом). Проект разрабатывается с целью его последующей реализации. Например, по инженерно-конструкторскому или архитектурно-строительному проекту изготавливают какую-либо конструкцию или возводят сооружение. Проект ориентирован на реальный продукт, но изготовление продукта — это уже реализация проекта. Что касается метода проектов, то в этом словосочетании уже заложена педагогическая направленность проектирования. Название «метод учебных проектов» акцентирует, усиливает педагогический характер проектной деятельности, но в то же время это своего рода «масло масляное», некоторый избыток информации. А вот когда речь идет о том, что метод проектов предполагает выполнение учебных проектов учащимися, то это словосочетание не только уместно, но и необходимо. Не следует забывать, что целью данного метода является не обучение проектированию в профориентационном смысле, а формирование проектного подхода к любой деятельности. Целью проектной деятельности учащихся является в определенном смысле сама проектная деятельность, в процессе которой и формируются соответствующие качества личности. И наконец, метод творческих проектов. Прежде, чем говорить о творческих проектах в учебном процессе, необходимо развести понятия «субъективное творчество» и «объективное творчество». Любая проектная деятельность содержит творческий компонент, она ориентирована на достижение чего-то нового, оригинального. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество. Метод проектов направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который уже давно пройден человечеством. Но этот опыт человечества приобретается им на уровне открытия и будет усвоен учеником неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого немыслим и сам метод проектов. Творческий проект предполагает объективное творчество, т.е. привнесение в культуру общества чего-то, чего ранее не было. Практика показывает, что некоторые учебные проекты школьников вполне можно отнести к разряду творческих. Но недопустимо всех детей настраивать на получение объективно-творческого результата (следуя принципам природосообразности, обучению в зоне ближайшего развития каждого ребенка и т. п.). Другая крайность: при определении изначально всех ученических проектов как творческих происходит искажение, обесценивание самого смысла творчества. Думается, правильнее говорить об учебном проекте в рамках метода проектов. Учебный проект при этом может быть как субъективно, так и объективно творческим (а это уже покажет оценка), но творческий компонент в проектной деятельности учащихся должен присутствовать непременно, иначе эту деятельность нельзя будет назвать проектной. Что касается реального продукта проектной деятельности учащихся (изделие, макет, модель, стенд, спектакль и т. д.), то применительно к методу проектов это лишь один из результатов проектной деятельности, по которому удобно оценивать качество проекта в целом. Но продукт еще не дает полной и объективной картины процесса проектирования и исполнения. Ограничиваясь оценкой продукта, мы упускаем из виду процесс. А ведь в методе проектов, повторимся, важна с


Поделиться Поделиться Твитнуть Поделиться Поделиться
Постоянная ссылка на данную работу

Похожие работы

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл

Об авторе

Автор:



учитель технологии МБОУ СОШ №10 г.Дубна
Получить сертификат
для этой работы — 98 руб.
 
Unable to add recipient : Invalid response code received from server